Я веду этот блог с одной целью:

Чтобы было больше покрашенных армий. Покрашенных быстро, красиво и легко.

Без необходимости тратить деньги на студийную покраску. Без многочасового корпения над каждой миниатюрой.

Играете в Infinity, Malifaux, Warhammer и другие настолки с миниатюрами? Хотите играть покрашенной армией, но не хватает времени, навыков или терпения?

Добро пожаловать.

Покраска лиц и волос

Нет более заметной части миниатюры, чем лицо (если оно открыто).

Вы можете покрасить саму модель довольно бегло, но если лицо будет красивым - покраска будет восприниматься как красивая.

Вы можете покрасить саму модель очень хорошо, но если лицо будет сделано наспех - вся модель будет восприниматься как "игровуха".

Поэтому сегодняшний гайд посвящен покраске лиц и волос.


ВАЖНО: этот гайд сложнее предыдущих, и не рассчитан на новичков. Если у вас не получится выполнить эту технику, или просто многое будет непонятно, - напишите, задайте вопросы. У меня в планах есть несколько гайдов новичкового уровня, и мне будет полезно знать, на чем сделать акцент.

Эта техника не претендует на быструю покраску: время выполнения 30-60 минут на одну голову (лицо + волосы). Ее задача в другом - покрасить лицо и волосы миниатюры красиво и относительно просто, не прибегая к сложным техникам вроде блендинга.

Результат будет где-то посередине между "игровухой" и "художкой". На конкурс с этим не пойдешь, но на полку поставить уже не стыдно. Для игрового покраса конечно есть более быстрые и простые приемы (о них в одном из следующих гайдов).

При использовании этой техники результат довольно сильно зависит от качества скалптинга. Мы будем использовать проливки (вы уже заметили что я на них немного повернут, да?), поэтому чем лучше выполнен рельеф лица на миниатюре - тем проще будет получить достойный результат.

Neoterra Bolt, который по-прежнему на моем paint station'е, - как раз не самый удобный для покраски скалпт (и лицо, и волосы - немного странные). Так что на его (точнее ее) примере удобно показать эту технику.

Итак, получаем результат "не идеально, но достаточно хорошо" на миниатюре с неидеальным скалптом...


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНИКИ И ТЕРМИНЫ

Результат применения этого гайда сильно зависит от того, насколько точно вы понимаете используемые техники.

Так что давайте сразу разберемся. Вот основные техники в этом гайде:

Проливка (как техника покраски): Полупрозрачная смесь (обычно какая-либо GW wash + GW Lahmian Medium) наносится на всю поверхность. Смесь скапливается в углублениях, выделяя рельеф поверхности. Поверхность также немного тонируется цветом проливки.

Затенение: Полупрозрачная смесь наносится мазками только на те участки поверхности, которые нужно затенить. Смесь жидкая, наносится в несколько слоев. Обычно мазки наносятся не на одно и то же место, а как бы "внахлест". Так как каждый слой полупрозрачен - переходы получаются мягкими, без резких границ.

Тонирование: Смесь очень прозрачная, но сильно тонирующая (обычно на базе GW glaze). То есть при наложении на поверхность яркость снижается совсем немного (в отличие от проливки), а вот цвет становится другим. Может накладываться как на всю поверхность, так и мазками.

И еще один важный момент. Слово "проливка" может означать две разные вещи: тип используемой химии (например GW Nuln Oil) или технику покраски (заливаем всю поверхность полупрозрачной смесью). Почти вся покраска в этом гайде выполняется красками-"проливками" (wash и glaze в линейке красок GW), но проливка именно как техника покраски - в чистом виде используется лишь на паре шагов.

Вот теперь - поехали.


ПОКРАСКА ЛИЦА

1) Базовый слой - бледная кожа

На всю область лица и волос кладем базовый слой GW Pallid Wych Flesh (почти белый цвет с телесным оттенком):

 

2) Общая проливка

Проливаем всю область лица смесью GW Seraphim Sepia + GW Lahmian Medium (медиума должно быть намного больше, примерно 1:4):



На данном этапе проливка почти не заметна, ее сложно разглядеть на фото.

Задачи этого слоя - немного очертить рельеф лица (чтобы легче было работать на следующих шагах) и слегка тонировать бледный базовый цвет (результат станет цветом самых ярких точек на лице).

3) Затенение - мягкие тени

Наносим мягкие тени смесью GW Reikland Fleshshade + GW Lahmian Medium (медиума по-прежнему больше, примерно 1:2 или 1:3):



Основные тени, которые мы кладем на этом шаге: контур лица, глазные впадины, нос, рот, верхняя часть лба, область снизу (под подбородком) и боковые стороны.

В зависимости от того, насколько сильно вы разбавили проливку, может понадобится 2-3 слоя теней. Если не уверены - добавляйте больше медиума, делайте смесь более жидкой.

На этом шаге мы работаем проливкой, но не заливаем всю область, а красим как будто обычной краской. То есть берем небольшое количество проливки на кисть и наносим эту проливку точечно, туда где должны быть тени.

Если вы все сделали правильно (достаточно жидкая проливка, небольшое количество проливки на кисти) - вы получите очень мягкие переходы, без пятен, без резких границ слоя.

И теперь тени уже более заметны.

4) Затенение - жесткие тени

Наносим жесткие тени смесью GW Druchii Violet + GW Lahmian Medium (медиума опять больше, примерно 1:2 или 1:3):



На этом шаге тени нужно класть осторожнее - меньше смеси на кисти, и только по самым глубоким областям (чуть-чуть по контуру лица, глазные впадины, нижняя часть лица).

После этого шага лицо (контур, рельеф) должно быть очень хорошо очерчено. С игрового расстояния (вытянутая рука) результат будет уже приятен для глаз. Если вы новичок, или если красите для игры - на этом можно и остановиться.

5) Тонирование - румянец

Наносим румянец (тонируем) смесью GW Bloodletter + GW Lahmian Medium (очень жидкой, возможно 1:6, 1:8 или вроде того):



Румянец наносится на щеки (подсказывает кэп), но не на скулы.

На этом шаге точно понадобится положить несколько слоев. Если вы не хотите получить красные кружочки на щеках - смесь должна быть сильно прозрачной (много медиума).

Несмотря на несколько слоев, шаг довольно простой и быстрый. Если вы получили правильную пропорцию смеси, то красится это довольно легко.

6) Затенение - губы

Затеняем губы смесью GW Baal Red + GW Lahmian Medium:



Если перетенили - можно немного высветлить (например смесью белой краски и красной проливки).

7) Затенение - глазницы

Затеняем всю область глазниц смесью GW Reikland Fleshshade + GW Lahmian Medium:



На этом шаге мы просто подготавливаем область для покраски глаз. Тень на всей области глазниц сделает глаза более контрастными и заметными на модели.

8) Глаза

Покраска глаз вызывает массу трудностей у новичков, и заслуживает отдельного гайда. Увы, этот процесс очень сложно передать фотографиями (по крайней мере моей техники для этого не хватает). Так что в рамках этого гайда я просто постараюсь вкратце объяснить, что происходит на этом шаге.

При покраске глаз отталкиваемся от качества скалпта:
  • Глаза хорошо переданы рельефом миниатюры. В этом случае скалптор сделал половину работы за вас. Глазные яблоки прокрашиваем светло-серым / почти белым. Корректируем форму глаза проливками (GW Reikland Fleshshade или GW Agrax Earthshade) вокруг глазного яблока. Если глазные яблоки достаточно крупные - рисуем радужку. После рисуем зрачок черной краской или черной проливкой (вы ведь уже догадываетесь, что я предпочитаю, да?).
  • Глаза плохо переданы рельефом миниатюры. В этом случае увы, глаза придется рисовать. Поверх затененной области глазниц рисуем примерно будущую область глаза светло-серым / почти белым. Рисуем форму глаза проливками (GW Reikland Fleshshade или GW Agrax Earthshade). Рисуем зрачок.

В нашем примере это выглядит так:

 

На Neoterra Bolt глазки были так себе, поэтому по большей части пришлось их рисовать. Результат - без претензий на художку, но с нормального расстояния (без увеличения как на фото) смотрится неплохо.

9) Корректировка лица

На этом шаге дорабатываем лицо до финального варианта. Здесь можно добавить затенения / тонирования, уже видя как это будет выглядеть с покрашенными глазами:



Лицо готово! Пора приступать к волосам.


ПОКРАСКА ВОЛОС

Очевидно, выбор тех или иных красок / проливок при покраске волос будет зависеть от цвета волос, который вы хотите получить.

В нашем примере я буду красить волосы в насыщенный рыжий цвет. Это довольно сложный вариант, на рыжих волосах новички часто спотыкаются. Другие цвета волос, как правило, красятся легче.

Базовый слой в моем примере уже положен - GW Pallid Wych Flesh на всю область волос.

1) Общая проливка

Проливаем всю область волос смесью GW Agrax Earthshade + GW Bloodletter + GW Lamenters Yellow + GW Lahmian Medium:

 

Задача этапа - выделить рельеф волос и немного тонировать поверхность под будущий рыжий цвет.

Проливка должна быть легкой, и скорее всего 1-2 слоев будет достаточно. Постарайтесь не затенить поверхность (нам понадобятся яркие блики), а только немного обрисовать рельеф.

2) Затенение

Затеняем волосы смесью GW Bloodletter + GW Baal Red + GW Reikland Fleshshade + GW Lahmian Medium:

 

 

Задача этого этапа - "разметить тени и блики". Там где мы хотим блик - оставляем предыдущий светлый слой, где хотим тень - затеняем нашей смесью.

Это еще не конечное затенение, мы только намечаем где в итоге будут тени и блики на волосах. На фото достаточно хорошо видно, какие именно места я затеняю, а где оставляю блики.

3) Затенение

Основной этап затенения делаем смесью GW Bloodletter + GW Baal Red + GW Agrax Earthshade + GW Lahmian Medium:

 


Это основное затенение, на этом этапе мы приводим волосы плюс-минус к тому что хотим видеть в итоге. Опять же, обращайте внимание на то, где именно накладываются тени, а где оставляются светлые участки.

4) Затенение

Небольшое затенение для самых темных участков делаем смесью GW Baal Red + GW Agrax Earthshade + GW Lahmian Medium:

 
 

Этот этап менее заметен, но фото его вполне отражают. Смесь кладется только в область глубоких теней.

5) Затенение + Тонирование

Теперь немного прибиваем избыточные блики смесью GW Bloodletter + GW Baal Red + GW Lahmian Medium:

 
 

После прошлого этапа волосы выглядели неплохо, но слишком ярко. Поэтому на этом этапе я немного приглушил яркость неосновных бликов.

РЕЗУЛЬТАТ

На этом предлагаю остановиться:


Как я уже сказал - эта техника сильно опирается на качество скалпта. Чем лучше выполнена миниатюра, тем легче будет получить хороший покрас лица и волос. На PanO Fusilier, которую вы уже видели, качество скалпта значительно выше:


Результат смотрится намного мягче, чем при использовании драйбраша (нет грязноватой "пушистости" на гранях). И аккуратнее, чем при классическом высветлении (аккуратном прорисовывании отдельных прядей) без хороших навыков.

Поиграйтесь с цветами проливок, количеством и яркостью бликов. Если вы не претендуете на конкурсную покраску - эта техника даст вам все необходимое.


РЕЗЮМЕ

Повторюсь, техника не быстрая: 30-60 минут на модель. То есть укладывается в продвинутую покраску при общих затратах 4-6 часов на модель.

Ее плюс - в "ленивости". Достаточно хороший результат без сложных техник, без долгого блендинга, без требующих высокой аккуратности высветлений.



Хорошей покраски!
Дмитрий Богданов


P.S. Я знаю, что этот гайд сложнее предыдущих. Если какие-то этапы были непонятны - не стесняйтесь задать вопросы. Я постараюсь ответить на них и дополнить материал.

P.P.S. Если вы новичок, и эта техника пока для вас слишком сложна, - не пугайтесь. В списке будущих материалов уже запланированы более простые гайды (как по покраске лиц, так и вообще по простой быстрой покраске).


Понравился материал? Есть идеи, советы, предложения? Возникли вопросы?

НАПИШИТЕ ПАРУ СТРОК!